Совершенствование маркетинговой политики в области продвижения брэнда «ВТБ»
Банковский маркетинг - это рыночная стратегия по созданию, продвижению и сбыту банковских продуктов, включающая в себя определенный набор технических приемов, целью применения которых является удовлетворение потребностей клиентов доходным для потребителя банковских услуг образом. Однако он является не только способом реализации продукта, а стратегией и философией банка. Рассмотрим основные направления по совершенствованию маркетинговой политики Группы ВТБ.
Имидж банка становится сегодня одним из главных факторов конкурентной борьбы. Особое значение этот фактор приобретает в области банковских услуг, потому что успех партнерских отношений «банк - клиент» зависит, прежде всего, от степени доверия клиента. Для банков концепция благополучного имиджа, отражающего сущность и внешние стороны банковской деятельности, - это цель продолжительной и целенаправленной работы.
Все основные информационные воздействия на потребителей должны содержать ключевые сообщения:
сильному государству необходима развитая финансовая система;
ВТБ - ведущая банковская группа, представляющая Россию на международных рынках и осуществляющая профессиональный финансовый сервис;
ВТБ привносит в современную российскую банковскую систему международный опыт, способствуя успеху своих клиентов;
ВТБ желает представить миру российский интеллектуальный и духовный потенциал, сильный характер и гостеприимство.
Мероприятия по продвижению бренда ВТБ должны носить поддерживающий (напоминающий) характер. История создания и развития брэнда ВТБ весьма успешна. Входящие в Группу ВТБ банки ведут свою деятельность под единым брендом и руководствуются единым подходом к работе с клиентами. В октябре 2006 г. для банков и компаний, входящих в ВТБ, был проведен ребрендинг. Большинство финансовых организаций, входящих в Группу, теперь имеют в своем названии аббревиатуру «ВТБ» и указание на страну присутствия или сферу деятельности.
Успешным сегодня будет тот финансовый бренд, который способен вызывать положительную эмоцию и ассоциативный ряд, формирующий у потребителей позитивные ожидания.
Следствием удачно созданного бренда станет его идентичность, т.е. узнавание его потребителем, отождествление с тем образом, который задумывался его создателями и активно использовался в ходе рекламно-имиджевой кампании. Такую идентичность необходимо поддерживать, и это - одна из задач специалистов по корпоративному имиджу.
В ходе исследований «Банковские бренды глазами потребителей» компанией BrandLab Research, были сделаны следующие выводы:
при определении спонтанного знания банковских брендов 24,8% респондентов назвали Банк ВТБ, что говорит о его известности;
в восприятии ВТБ является максимально близким к образу идеального банка;
ВТБ воспринимается одновременно и более масштабным и надежным, и несколько более соответствующим современному западному банку;
воспринимается потребителями как банк с более высоким качеством обслуживания по сравнению с другими банковскими брендами;
воспринимается как банк для клиентов с более высоким статусом.
Изучив и проанализировав рынок банковских услуг и промониторив города присутствия ВТБ, в частности, одного из основных его розничных банков ВТБ24, автор пришел к выводу, что в реализации маркетинговой политики есть один недостаток, скорее даже, несвоевременная реализация намеченных программ по маркетингу и PR. Так, например, в некоторых городах не приведены в соответствие такие элементы корпоративной культуры, как внешнее и внутреннее оформление офисов; современная система «электронной очереди», корпоративный (фирменный) стиль персонала и пр. Все выявленные недостатки и направления по их ликвидации автор подробно изложит в дипломном проекте.