Методы мотивирования персонала
Под мотивацией понимают «силу воли» - ту силу, которая помогает нам достигать поставленных целей в работе и в жизни вообще, решать различные проблемы и преодолевать препятствия. Мотивы и мотивация придают нам энергии, терпения, выносливости и нацеливают нас на желаемый результат. Мотивы абсолютно индивидуальны, поэтому люди ведут себя по разному в различных ситуациях. Мотив является предрасположенностью к определенному поведению, который необходимо стимулировать, что бы он повлиял на действия человека. Так, например, продуктивную работу персонала можно увеличить при помощи различных стимулирующих ситуаций ( поведение руководителя, общение с персоналом и т.д. ).
Мотивы можно превратить в мотивацию с помощью привлекательной цели. Мотивировать можно как самого себя, так и других. Мотивировать кого-либо это значит стимулировать его к достижению определенной цели. В этом отношении мотивирование схоже с манипулированием, т.е. управление происходит по средством определенного влияния. Если брать собственную мотивацию в повседневной профессиональной деятельность, то тут становится понятным, что мы становимся активными, только, когда ждем пользы от своих действий. Мотивация сотрудников происходит тогда, когда это выгодно обеим сторонам (организации и сотрудникам) выгодно достигать мотивирующей цели. Под мотивацией понимают желание каждого человека что-то создавать, испытывать, на что-то влиять. Мотивы, причины действий так же различны как и все мы. Специальные подходы в мотивации способствуют тому, что бы определенный человек, в определенный момент, действовал определенным образом и руководствовался личными целями.
Виды мотивации:
Внешняя мотивация (экстринсивная) - мотивация, не связанная с содержанием определенной деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами.
Внутренняя мотивация (интринсивная) - мотивация, связанная не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности.
Положительная и отрицательная мотивация. Мотивация, основанная на положительных стимулах, называется положительной [5, с.82]. Мотивация, основанная на отрицательных стимулах, называется отрицательной. Пример: конструкция "если я разберу на столе, я получу конфету" или "если я не буду баловаться, то получу конфету" является положительной мотивацией. Конструкция "если я разберу на столе, то меня не накажут" или "если я не буду баловаться, то меня не накажут" является отрицательной мотивацией.
Устойчивая и неустойчивая мотивация. Устойчивой считается мотивация, которая основана на нуждах человека, т.к. она не требует дополнительного подкрепления [6, с.137].
На сколько сильно можно повлиять на мотивацию человека - зависит от личности определенного человека. Человека с низким уровнем мотивации будет тяжело сделать генератор действий. Тогда возникает вопрос, как можно занять этого человека, что бы он был удовлетворен и удовлетворял потребности организации. Каждый руководитель должен знать способности своих сотрудников, что бы правильно их применять. Тогда каждый будет мотивирован. Если сотрудники работают с Вами с удовольствием и говорят об этом - значит, успех достигнут.
Формула мотивации, которая подходила бы всем и каждому, еще не найдена. Методы стимулирования персонала могут быть самыми разнообразными и зависят от проработанности системы стимулирования на предприятии, общей системы управления и особенностей деятельности самого предприятия. Самые популярные это - работы Абрахама Маслоу, Дэвида МакКлелланда и Фредерика Герцберга. Более современные процессуальные теории мотивации основываются в первую очередь на том, как ведут себя люди с учетом их восприятия и познания.